Учителю

Уважаемые учителя математики!

Ваша школа может стать одной из площадок проекта "Экспериментальная математика", а Вы руководителем кружка на базе своей школы. Для этого Вам необходимо подать заявку в оргкомитет проекта "Экспериментальная математика" по адресу m.pavlova@narfu.ru с указанием: ФИО ответственного лица, контактов ответственного лица, характеристики имеющегося материально - технического обеспечения (количество рабочих мест в компьютерном классе, перечень установленных на ПК систем динамической математики, предполагаемое количество участников кружка). Вы будете обеспечены всеми методическими материалами.

Вы также можете пройти дистанционное обучение по курсу "МЭШ: обучение математике с использованием образовательных возможностей готовых виртуальных лабораторий и их конструкторов. МОДУЛЬ 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В СТИЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ" (36 часов). Преподаватель д.п.н., профессор Шабанова Мария Валерьевна.
Ссылка на карточку курса: https://www.dpomos.ru/curs/1129888/#card

При определении структуры и содержания программы кружка, а также методики проведения занятий использованы следующие принципы:

Принцип занимательности. Он реализован при подборе задач. Каждая задача имеет название, которое призвано вызвать интерес учащихся и желание прийти на занятие. Сюжет каждой задачи вводит учащихся в ситуацию, отнесённую к их любимым кинофильмам, популярным книгам, компьютерным играм.

Принцип «Комплексного использования возможностей игровой, исследовательской и учебной деятельности» реализуется в методике организации работы с каждой задачей. Cначала проходит интеллектуальная разминка, где учащиеся решают задачи на проверку сообразительности экспериментальными методами. Решение задачи начинается для учащихся как игра. Это может быть игра настольная, игра на местности, или театрализация, в них разыгрывается описанная в задаче ситуация. Это позволяет учащимся лучше понять условие задачи, а также убедиться в том, что для разрешения проблемы необходимо использовать знание математики. Результатом этого этапа является постановка задачи, т.е. перевод сюжетной задачи на математический язык.

Следующий этап «До-компьютерное решение» предстает перед учащимися как учебная деятельность. Они вспоминают определения математических понятий, теоремы, которые могут пригодиться в ходе решения. Пытаются свести задачу к известной. Главный результат этого этапа — это понимание того, как и для чего будет использоваться компьютерный эксперимент. Стоит ли его вообще привлекать к решению.

Третий этап «Компьютерное решение» — это исследовательская деятельность учащихся методом компьютерного эксперимента. На этом этапе учащиеся сами создают динамические чертежи в GeoGebra, планируют и проводят эксперимент, делают выводы с опорой на экспериментальные данные.

Четвертый этап «После-компьютерное решение» направлен на поиск способа доказательства выдвинутых гипотез, хотя бы для частных случаев. Все зависит от уровня математической подготовки учащихся, простоты обнаружения идеи доказательства.

Последний этап «Построение стрелы задач» имеет целью показать учащимся возможности дальнейшего развития идеи задачи, помочь им определиться с тематикой индивидуальных исследовательских работ.

Принцип «Рационального сочетания экспериментальных и теоретических методов». Это очень важный принцип. Его реализация позволяет предотвратить возникновение экспериментально-теоретического разрыва. Для его реализации необходимо создать ситуацию при решении задачи, которая порождает у учащихся сомнения в правильности экспериментальных данных. Раскрытие существования аномалии является мотивом для них к поиску доказательства гипотезы. При расширении идеи задачи также необходимо побуждать учащихся использовать теоретические методы.

Принцип «успешности всех учащихся в решении исследовательских задач» обеспечивается многообразием видов деятельности, в которые вовлекаются учащиеся при работе с задачей. Одни ученики могут проявить себя в организации игры, другие — в переводе задачи на язык математики, третьи — в создании динамической модели или выдвижении гипотезы, четвертые в постановке новых задач и доказательстве экспериментально установленных фактов.

Принцип «самостоятельности и завершенности исследовательского и игрового цикла на каждом занятии» реализуется при построении учебной программы. Каждое занятие посвящено решению одной задачи. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. Учащиеся могут прийти только на интересующую их проблему.